В процессе работы с детьми, обладающими особыми потребностями, я часто замечаю, как родители увлекаются идеей болезни или патологии, будь то реальная или вымышленная. Это состояние порой мешает им увидеть положительную динамику в развитии их ребенка. Вместо того чтобы радоваться достижениям, они погружаются в поиски новых врачей и методов лечения.
Такое восприятие может оставить ребенка в состоянии патологии, так как дети отражают мысли и беспокойства своих родителей через свое поведение. Раннее детство, особенно дошкольный возраст, является важным периодом, когда компенсаторные механизмы мозга и нервной системы работают наилучшим образом. Все чувствительные периоды развития открыты, что позволяет преодолеть множество проблем и даже серьезные диагнозы (например, ЗПР, аутизм и другие), которые сейчас могут казаться безнадежными.
На протяжении своей карьеры в качестве детского психолога и психотерапевта я наблюдала множество случаев успешного развития детей. В своих работах я делилась этими историями. Когда родители обращаются за помощью в психотерапию, моя задача заключается не только в поддержке ребенка, но и в том, чтобы помочь родителям сосредоточиться на успехах и положительных качествах их детей.
Я разработала метод системной психотерапии, который включает в себя исцеляющий монолог матери. Этот подход помогает многим юным клиентам и способствует тому, что матери начинают воспринимать детей с надеждой и верой в их успехи. Это изменение восприятия значительно влияет на общее состояние семьи.
Лучший способ помочь ребенку — это поддержать его родителей. Хотя многие детские психологи знают об этом принципе, не все применяют его на практике. Я вижу, как меняется состояние матерей: их тревога уменьшается, а надежда возрастает. Это имеет огромное значение для всей семьи.